Особое место в Вестеросе занимает религия. Официальной и наиболее распространённой является вера в Семерых, однако северяне всё ещё верят в Старых Богов, а железнорождённые — в Утонувшего бога. Также, в Дорне у речных жителей Зеленокровной сохранились древние верования ройнаров.
Наиболее распространённые религии
Вера в Семерых
Является самой распространенной и официальной религией объединенного Вестероса. Это религия андалов, принесенная ими тысячи лет назад и распространившаяся повсеместно. Лишь на Севере и Железных Островах удерживают свои позиции другие, более древние религии. Семеро — Отец, Мать, Дева, Старица, Кузнец, Воин и Неведомый — не семь разных божеств, а семь ликов одного единого божества, которым, однако, поклоняются по отдельности. Строго говоря, семь богов — это семь лиц одного и того же божества, единого и всеобъемлющего. Эти ипостаси вполне равноправны, действуют совместно и взаимодополняюще; каждый из Семерых олицетворяет ту или иную сторону человеческой натуры, деятельности, разные явления окружающего мира. Септоны подчеркивают, что каждый из Семерых воплощает в себе всех остальных: «Старица не менее прекрасна, чем Дева, Матерь может быть свирепее Воина, когда ее дети в опасности». Вера в Семерых проповедует милосердие, аскетизм, бренность земной жизни, справедливость и воздаяние за грехи.
Служители Семерых зовутся септонами (мужчины) или септами (женщины). Следует особо выделить тот факт, что в Церкви Семерых наличествует полное равноправие полов.
Местом поклонения Семерым является храм, называемый «септа» и имеющий семиугольную форму. Поскольку септа — священное здание, в ее стенах запрещено угрожать кому-либо оружием и проливать кровь.
Вера в Семерых достаточно сильно озабочена понятием греха, однако здесь нет понятия первородного греха, лежащего на всех людях, и подобной Христу фигуры, своей жертвой искупающей чужие грехи. Грех связан с личной ответственностью перед богами. Боги могут наказывать людей за грехи еще при жизни, посылая беды и несчастья, а то и очистить мир небесным огнем.
Старые Боги
Старые боги — безымянные и безликие духи природы, которым поклоняются на Севере. Поклонение Старым богам — один из древнейших религиозных культов Вестероса, который Дети Леса исповедовали еще до прихода Первых Людей. Хотя на юге страны закрепилась вера в Семерых, большая часть населения Севера и некоторые дома на юге — например, Блэквуды — сохраняют веру в Старых богов. Эту же веру исповедуют одичалые за Стеной.
У культа Старых богов нет храмов и священнослужителей, священных текстов и практически нет ритуалов — это скорее набор народных суеверий, чем полноценная религия; впрочем, эти «суеверия» разделяют и лорды, и короли. Старым богам поклоняются в богорощах, где растут священные чардрева. Дети Леса считали, что чардрева и есть Старые боги и верили, что после смерти присоединяются к божественному началу.
Местом поклонения Старым богам являются богорощи — древние священные леса, сохраняющиеся в заповедном виде с незапамятных времен и росшие еще при Детях Леса. При каждом замке Севера, да и во многих южных, богорощи сохраняются внутри крепостных стен, как огороженные дворы, засаженные лесом или просто сады. В центре богорощи всегда находится сердце-древо — «главное» дерево рощи. На Севере эту роль обычно выполняет чардрево, священное дерево Старых богов; особо почитаются деревья с вырезанными на них лицами. Эти резные лица с глубоко прорезанными глазами считаются ликами богов, взирающих на смертных. Перед сердце-древами молятся, медитируют, пытаются вслушаться в звуки природы в надежде услышать ответ богов. Там, где чардрев нет, молятся просто перед самым крупным и старым деревом в роще.
Представители семейства Старков, а также некоторые другие персонажи, такие, как Теон Грейджой, слышали в богорощах или в собственных снах обращенные к ним голоса, пытающиеся помочь и направить на верный путь. Возможно, все верующие в Старых Богов хотя бы иногда слышат подобные голоса.
Рглорианство
Р'глор, Владыка Света, Бог Пламени и Теней — огненное божество из восточных земель. Культ Р'глора — агрессивная прозелитическая религия, проповедующая борьбу света со тьмой и считающая всех других богов ложными. Служителей Р'глора называют красными жрецами — по цвету одежд; жрецами Р'глора могут быть и мужчины, и женщины. Вера в Р'глора особенно распространена в Эссосе — так, у красных жрецов есть большие храмы в Пентосе, Лисе и Волантисе. В Вестеросе последователей у Р'глора немного — в Староместе и Дорне есть небольшие храмы Р'глора, а при дворе Роберта Баратеона подвизался Торос из Мира.
Красные жрецы учат, что Р'глору противостоит Великий Иной, олицетворение тьмы и холода; они предрекают возвращение мессии — Азора Ахая, легендарного героя, жившего приблизительно за восемь тысяч лет до высадки Эйгона Завоевателя и единожды уже спасшего мир. Мелисандра, красная жрица и заклинательница теней из Асшая, объявила лорда Станниса Баратеона возрождённым Азором Ахаем, Воином Света; харизма Мелисандры и творимые ею чудеса, будь они действительным проявлением могущества Р'глора или чёрной магией, обратили в новую веру многих сторонников Станниса. Чудесными силами, вплоть до предсказания будущего и воскрешения мёртвых, обладают и другие красные жрецы, такие, как Торос из Мира и Мокорро.
Рглорианство допускает существование и иных сверхъестественных сущностей, но включает их в ту же систему служения и противостояния огня и тьмы: так, демонами, слугами Великого Иного, назывались Старые Боги и Утонувший Бог. Мелисандра испытывала страх перед ночью и сном, считая, что сон — это малая смерть, а сновидения — шёпот Иного, «который всех норовит утащить в свою вечную ночь».
Понятие жертвы является основополагающим в религии Р'глора: Владыка Света требует жертв. Значение при этом имеет не столько величина жертвы, сколько её ценность для жертвующего. Тот, кто служит Р'глору, должен быть готов жертвовать богу самое дорогое, что у него есть. Наиболее драгоценная для Р'глора жертва — это существо невинное и любимое. Так, во времена Долгой Ночи Азор Ахай победил Иных при помощи огненного меча по имени Светозарный, который он выковал и закалил, пронзив сердце своей любимой жены Ниссы-Ниссы.
Утонувший Бог
Утонувший Бог — морское божество, которому поклоняются на Железных Островах. Утонувший Бог, как видно из названия, является божеством подводного мира, моря и мореплавателей, покровительствующее войне и морскому разбою. Это бог смерти и перерождения, суровый и непрощающий, но обещающий вечную жизнь своим последователям.
Железные Острова — место с суровым климатом и тяжелейшими условиями выживания. Вероятно, поэтому культ жесткого и безжалостного божества получил здесь такую популярность. Культ Утонувшего Бога никак не связан с Детьми Леса, чардревами и зеленовидением — это собственное изобретение железнорожденных. В отличие от Старых Богов, изгнанных из большей части Семи Королевств после пришествия андалов, Утонувший Бог на Железных Островах удержал свои позиции, и поклонение ему до сих пор осталось главной и единственной религией островитян — потомков Первых Людей и андалов.
В молитвах Утонувшему Богу есть формулировки «Бог, что утонул за нас» и «возроди раба твоего, как возродился ты сам». Вероятно, в культе Утонувшего Бога есть миф о том, что Утонувший Бог предал себя утоплению добровольно, ради людей, и воскрес. Жители Островов, издревле связанные образом жизни и историей с морем, связывали с ним и свое происхождение, считая, что Утонувший Бог создал людей, предназначив железнорожденных для набегов и насилия. Жрецы уверяют, что железнорожденные не прибыли на острова с материка, а вышли со дна морского — Утонувший Бог сотворил их по своему образу и дал им власть над всеми водами на свете. Он же породил рыбу, чтобы питать людей. Люди рождены для страданий, но страдания придают силу. Утонувший Бог каждому дает какой-то талант.
Символическая формула «То, что мертво, умереть не может, но восстает вновь, сильнее и крепче чем прежде» показывает, что ритуальное утопление, в широком смысле распространяемое на всю паству Утонувшего Бога и весь народ островов, считается тождественным смерти. Единожды тонувший переходит из разряда живых в разряд мертвых и, следовательно, уже никак не может умереть. Напротив, те, кто не был предан утоплению, не может рассчитывать на вечную жизнь после смерти.
Великий Жеребец
Великий Жеребец (по-дотракийски vezhof) — бог-жеребец, которому поклоняются дотракийцы, что отображает важность лошадей для дотракийской культуры.
Дотракийская религия является монотеизмом, но в то же время дотракийцы верят, что существуют и другие сверхъестественные существа. В таком случае их религию можно назвать генотеизмом: верой в одного бога, признающей существование и других богов, в которых можно верить или не верить. Эти другие боги имеют власть только в определенных местах. Так, например, дотракийцы не поклоняются Великому Пастуху, богу лхазариан, но они не отрицают того, что Великий Пастух может существовать, но у него есть власть только в Лхазаре. Соответственно, Великий Жеребец сильнее и могущественнее, потому что имеет власть везде и всегда, т. е. дотракийцы признают, что у каждого народа есть свои идолы и боги, но Великий Жеребец — лучший и самый сильный бог, и только ему нужно поклоняться.
Дотракийцы верят, что звезды на ночном небе — это кхаласар Великого Жеребца, а после смерти они встретятся со своими предками в Ночных землях, если их тела будут сожжены. После сожжения тело дотракийца превращается в пепел, который способен подняться до неба и до кхаласара Великого Жеребца. Также дотракийцы верят, что луна — это жена солнца. Детей они считают «благословением Великого Жеребца».
«Жеребец, который покроет весь мир» — это мессианская фигура в популярном среди дотракийцев древнем пророчестве, великий «кхал кхалов», который объединит дотракийцев в единый кхаласар и приведёт их к концам земли, и все люди мира покорятся ему. Это пророчество также перекликается с предсказаниями о «принце, что был обещан», который должен родиться в потомстве Таргариенов, и возрождённом герое Азоре Ахае.
Многоликий бог
Многоликий – бог смерти, почитаемый орденом Безликих в Браавосе. Культ Многоликого берет свое начало в рудниках Валирии, где в нечеловеческих условиях трудились рабы самых разных национальностей и рас. Первый Безликий, слышавший молитвы этих рабов, понял, что все они молятся одному единственному богу, хоть и называют его разными именами, от которого ждут избавления от выпавших на их долю страданий, и таким избавлением является смерть. Позднее культ Многоликого был принесен в Браавос беглыми рабами.
Согласно учению Безликих, все известные человечеству боги смерти являются лишь ипостасями Многоликого. В религии Семерых он известен под именем Неведомого, в Квохоре его называют Черным Козлом, в Йи Ти – Ночным Львом, другие народы почитают его как Плачущую, Путника, Баккалона Бледного Отрока, Сардиньего Короля, Луноликую Деву. Многоликий — не единственный бог, в которого верят Безликие; они признают существование других богов.
Многоликий не судит и не оценивает души, а просто принимает решение, а смерть считается даром Многоликого. Этот дар Безликие считают возможным приносить тому, кто сам просит об этом и тем, чьей смерти желают другие, готовые заплатить за убийство высокую цену.
Центром культа Многоликого является Черно-Белый Дом в Браавосе. В храме находится около тридцати алтарей богов смерти разных народов. В центре храма расположен бассейн с отравленной водой для решивших свести счеты с жизнью. Выпившие воду отправляются умирать в специальные ниши в стенах. Другие посетители храма молятся и зажигают свечи перед алтарем той или иной ипостаси бога. В храме не практикуются специальные службы, ритуалы и церемонии. На закате перед ужином служители храма молятся богу, преклонив колени вокруг бассейна.
Мать-Река
Согласно религии ройнаров Мать-Река является верховнымбожеством. Её сын, Бог-черепаха, он же Речной Старец, победил страшного бога Крабьего Короля и завоевал власть над всем, что обитает под проточными водами.
Несмотря на то, что в Дорне преобладает религия Семи, речные жители Зеленокровной до сих пор поклоняются Матери-Реке.
Великий пастух
Великий пастух, или ягнячий бог — божество лхазарян. По представлению верующих все люди мира — одно большое стадо.
Храмы Великого Пастыря, представляют собой квадратные здания без окон, увенчанные куполом. В центральном зале храма находится каменный алтарь с вырезанным на нем изображениями пастухов и стад, служащие в храме женщины считаются божьими женами. Они приносят богу молитвы и возжигают курения из листьев, корней и ягод.
Лев Ночи
Лев Ночи — один из многих богов, которым поклоняются в И-Ти. Это грозный бог, связанный со смертью и разрушениями. Итийцы считают его мужем Девы-из-Света и отцом Бога-на-Земле, легендарного первого императора Великой Империи Зари. Во время Долгой Ночи явился на землю во всем своем гневе, неся кару дурным людям. По легенде Пять Крепостей служат именно для защиты от Льва Ночи.
Льву Ночи поклоняются и за пределами И-Ти. Его почитатели находят теплый приём в Асшае, где нет ничего запретного. Статуя и алтарь Льва Ночи есть и в Черно-Белом Доме в Браавосе — Безликие считают его одним из воплощений своего Многоликого бога смерти.
Чёрный Козёл
Козёл — квохорское божество. Чёрный Козёл, требует ежедневных кровавых жертвоприношений. Чаще всего в качестве жертвы на алтаре оказываются телята, бычки и лошади, а в дни священных праздников под нож жрецов в капюшонах идут преступники. Во времена кризисов и опасностей городская знать приносила в жертву собственных детей, чтобы ублажить бога, который мог защитить город.
Чёрный Козёл является неоднозначным божеством, к примеру, бородатые жрецы Норвоса считали квохорского Чёрного Козла демоном, мерзким и коварным, но его его адепты нередко встречаются в Асшае.
Владыка Гармонии
Владыка Гармонии — главное наатийское божество, его нередко изображают в виде смеющегося великана, бородатого и обнаженного, всегда окруженного стайками стройных дев с крыльями бабочек. Сотня различных видов мотыльков порхает над островом, и жители Наата чтят их как посланцев Владыки, исполняющих поручение оберегать его народ. Быть может, все же есть некая правда в этих мифах, ибо вопреки тому, что покорная природа наатийцев делает их остров мишенью для захватов, чужаки из-за моря не заживаются долго на Острове Бабочек.
Владычица Копий
Леди Копий — богиня, которой поклоняются Безупречные, её имя остается тайной тех, кто сжёг свой мужской признак на алтаре.
Богиня Любви
Многие лисенийцы почитают безымянную богиню любви, которой, в частности, поклоняется Эллария Сэнд.
Плачущая Госпожа
Плачущая Госпожа считается богиней смерти и покровительницей города Лиса, однако известна и за его пределами, например, в Черно-Белом Доме в Браавосе существует её Святилище, а также расположены статуя и алтарь. Особо почитаема Плачущая Госпожа среди пожилых людей.